Дорога к славе
Роберто Росселлини родился 8 мая 1906 года в Риме, в семье преуспевающего
архитектора. Отец Росселлини построил первый кинотеатр в Риме, и в детстве
Роберто имел неограниченный бесплатный пропуск в кино. В молодости пробовал себя
во многих профессиях, имеющих отношение к созданию кинофильмов, и приобрёл
большой опыт в различных областях и на различных этапах кинопроизводства. Брат
Роберто - Ренцо Росселлини - написал музыку ко многим его фильмам.
Во время Второй мировой войны Росселлини находился в сложном положении. С одной
стороны, благодаря протекции своего старого знакомого Витторио Муссолини он
продолжал работать в официальной киноиндустрии, с другой - тайно снимал ручной
камерой антифашистские репортажи. В 1938 году снял первый документальный, в 1941-м -
первый художественный фильм. На исходе войны фактически без сценария и с
актёрами-любителями поставил нашумевший фильм «
Рим, открытый город», воспринятый как манифест нового, послевоенного
европейского кинематографа. С исполнительницей главной роли, Анной Маньяни , у
режиссёра завязывается бурный роман.
За «Римом» последовали новые фильмы на военную тему, которая становится основной
в творчестве Росселлини, - «
Германия, год нулевой», «Генерал Делла Ровере», «
В Риме была
ночь». В конце 1940-х Росселлини - самый знаменитый режиссёр Италии, если не всей
Европы. Могущественный голливудский продюсер Дэвид Селзник приглашает его
работать на «Фабрике грёз».
Связь с Ингрид Бергман
В 1948 году Росселлини получает от голливудской суперзвезды Ингрид Бергман письмо
с предложением сотрудничества, и в следующем году начинает съёмки фильма
«Стромболи» с Бергман в главной роли. Так началась одна из известнейших любовных
историй в летописях кино. Сближение Роберто Росселлини и Ингрид Бергман
сопровождалось общественным скандалом, так как оба уже состояли в браке, а у
Росселлини было двое детей. У них родились сын и две дочери, из которых одна стала
известной моделью и актрисой -
Изабелла Росселлини . Совместные кинопроекты
Росселлини и Бергман в своё время не имели успеха ни у публики, ни у критиков. В
художественном плане они предвещали экзистенциальные искания таких режиссёров,
как Микеланджело Антониони. Пути Росселлини и Бергман окончательно разошлись в
конце 1950-х .
Поздние годы
Генерал Делла Ровере» (1959) с Витторио Де Сика в главной роли стал последним
успешным фильмом режиссёра. В конце 1950-х он посвящает себя многосерийному
документальному проекту об Индии. На съёмочной площадке у него завязался роман с
местной сценаристкой, которая родила от него ребёнка. Разочарованный холодным
приёмом фильма об Индии и провалом в прокате исторической ленты «
Ванина
Ванини», Росселлини в 1963 г. собрал пресс-конференцию, на которой заявил, что
поскольку «кино умерло», отныне он будет работать на телевидении, «просвещая»
широкие слои публики. Когда об этом рассказали Хичкоку, он мрачно сострил: «Не
кино умерло, а режиссёр Росселлини».
Для телевидения Росселлини снял общеобразовательные фильмы-биографии Людовика
XIV,
Сократа,
Паскаля, Блаженного Августина и Франциска Ассизского, а также 3-серийный фильм об
эпохе Лоренцо Великолепного. Новый стиль был впервые опробирован во французском
телефильме «Приход Людовика XIV к власти» (1966), применившем художественные
принципы неореализма к костюмному кино.
В мае 1977 года Росселлини возглавил жюри Каннского кинофестиваля, а 3 июня его не
стало, он умер от сердечного приступа.