О фильме: Поставленный по мотивам знаменитой поэмы А.С. Пушкина, фильм
погружает зрителя в мир волшебной сказки. Доблестный Руслан, отправившийся на
поиски похищенной невесты, одолевает коварство, обман, злое колдовство — и, в
конце концов, в жестоком бою побеждает Черномора… Создатели картины сумели
решить сложнейшую творческую задачу, передав экранными средствами самые тонкие
нюансы гениального первоисточника, его дух, драматизм и поэтическую прелесть.
Цифровая реставрация изображения и звука
выполнена Киноконцерном "Мосфильм"
Историко-эпическая фантазия
Этот фильм
одного из двух ведущих сказочников советского кино (вторым был Александр Роу)
стал последним в творческой биографии Александра Птушко и самым кассовым (около 35
млн. зрителей на серию). И превзошёл почти на десяток миллионов результаты его
других русских киносказок — «Садко» и «Сказка о царе Салтане» (к сожалению,
почему-то не удалось выяснить показатели такого масштабного отечественного
«исторического боевика», как «Илья Муромец»). Кстати, именно с данной лентой 1956
года лучше всего сопоставлять экранизацию пушкинской поэмы, а отнюдь не с
кинематографической версией его же «Сказки о царе Салтане».
Сказочно-поэтическая эстетика, как и романтическая история заглавных героев,
всё-таки отступает на второй план. Для Птушко важнее именно постановочный размах
этого патриотического киноспектакля не только о торжестве любви, но, прежде
всего, об освобождении от посягательств иноземцев. Сознательно упрощая замысел
картины, всё же можно сравнить закономерный зрительский успех «Руслана и
Людмилы», например, с популярностью незадолго до того выпущенной военной эпопеи
«Освобождение» Юрия Озерова.
Как раз эта сказочная способность киностудии «Мосфильм» сравнительно задёшево
(благодаря привлечению огромной армейской массовки и подготовки всех
декорационных макетов и моделей разных чудовищ практически вручную) достигать
впечатляющих даже Голливуд зрелищных эффектов была моментально утрачена после
смерти Александра Птушко в 1973 году. Заметим, что и Александр Роу, работавший на
студии имени Горького, скончался тогда же. И если военные и исторические фильмы
ещё с грехом пополам продолжали выпускать вплоть до периода развала
государственной системы кинематографа, то мощные постановочные сказки выпали из
репертуара главной студии страны. И уже, например, в 1977 году ленту «Мама» при
участии «Мосфильма» делала румынка Элизабет Бостан. А свою «Сказку странствий»
мосфильмовец Александр Митта, который по-прежнему пытался соревноваться с далеко
ушедшим вперёд суперзрелищным кино США, был вынужден снимать в 1982 году тоже с
помощью заграницы — в ЧССР и СРР. Какой уж тут «русский дух»?!
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Историко-эпическая
фантазия